Искусство звериного стиля, органически
связанное с вещами определённого назначения, отличается приспособленностью к
формам этих вещей, умением размещать фигуры в пространстве, сочетанием живого реализма
со своеобразной стилизацией образов.
Зооморфный код «скифо-сарматского времени»
оказал огромное влияние на средневековый бестиарий, геральдику, орнамент и,
соответственно, на всё евразийское изобразительное искусство и систему
символов.
В европейской архитектурной традиции
наиболее чётко зооморфный «скифо-сарматский» стиль прослеживается в орнаментике
романских соборов и белокаменной резьбе владимирско-суздальской школы. Вообще
же следы «звериного стиля» в евразийской культуре, пусть и в десакрализированном
виде, можно встретить практически повсеместно.
О
североиранских народах - скифах, савроматах (сарматах), саках, массагетах - мы
имеем письменные источники, обнаруженные в основном в античных, персидских и
китайских хрониках. Кроме того, еще со времен Петра I в музейные собрания стали
поступать предметы быта, вооружения и одежды, найденные в скифских погребальных
курганах, что и позволило создать к сегодняшнему дню научное представление о
североиранском мире.
В
дошедших до нас описаниях картин скифской жизни и обнаруженных археологами
уникальных артефактах, прослеживается наличие у скифов хорошо
структурированного мифологического, мировоззренческого пласта, фиксированного визуальной
информацией. Так как письменность у скифов отсутствовала, то важная часть
сюжетного фонда скифской мифологии отображалась предметами материальной
культуры.
Травоядное (олень)
Тело оленя - символический зооморфный
образ модели мира, соотносимый с универсальным образом Мирового древа. В
скифской традиции обычно олень (или иное травоядное) изображался лежащим,
поджав под себя ноги, что символизировало в мировой модели основные
космогонические процессы - динамику верха (жизнь), при статике низа (смерть)
Но порой тело травоядного изображалось перекрученным, при этом
отмечая те же фазы бытия мироздания: передняя часть животного - жизнь (лето);
задняя часть - смерть (зима)
Элемент скифо-сакской поясной пряжки. Сибирская
коллекция Петра I
Элемент
скифо-сакской поясной пряжки. Сибирская коллекция Петра
Изображение лося. Восточная Сибирь. I
тыс. до н.э
2. Бронзовая фигурка лошади с поджатыми ногами. Могильник Тегермансу. Восточный Памир, V век до н.э.
3. Отображение структуры мироздания в образе оленя с поджатыми ногами. Таласская долина, I тыс. до н.э.
Комментариев нет:
Отправить комментарий