четверг, 3 апреля 2014 г.

Зооморфная система. Звериный стиль.Часть II


     
Продолжение «истории» про зооморфный стиль (звериный).
Начало здесь
  Священная сцена терзания травоядного хищником
Но основным динамическим сюжетом звериного стиля долгие столетия оставалась сцена терзания травоядного хищником.  В противопоставленности этих двух видов животных (иногда животного и человека) и насилии одного другим проявляется целый ряд основных космогонических мифологем скифского сознания. В священных сценах терзания сходятся два мира - хищник, как олицетворение хтонической силы смерти, преисподней, темноты, и травоядное - как образ силы жизни, Мирового древа, света. При этом символика терзания в определенном контексте перерастает в сцену эротического акта. В этой ситуации хищник олицетворяет собой мужское начало мира - «верх», Отца-небо, а травоядное - женское начало, землю, ее материнскую, порождающую функцию.
Древние верили в то, что каждая смерть вызывает новое рождение, оплодотворяет его.
        Зооморфная формула вечного движения мироздания
Древнее сознание не могло представить, чтобы «божественный двигатель» мироздания мог когда-нибудь остановиться, также, как не мыслилось древнему человеку тело «космоса» без тела «хаоса». Этот принцип напоминает широко известные в китайской традиции два неразрывных начала мироздания «ян» и «инь», символика которых пронизывала все уголки древнекитайского мировоззрения. Точное повторение китайских иерограмм мы можем увидеть в схеме изображения свернувшегося хищника, одном из лучших образцов скифского звериного стиля. Древний мастер заставил статичную фигуру вечно двигаться вокруг своей оси, меняя переднюю часть тела (космос) на заднюю (хаос), символизируя этим движением вечный процесс перерождения бытия.
Божественный барс
Любопытно, что изображение свернувшегося хищника функционально являлось пряжкой мужского пояса, т.е. повторяло знакомую символическую формулу тела-мира: опоясывание - космос, снятие пояса - хаос. На этой же смысловой стороне делает акцент те кто толкуют изображение хищника «в утробной позе» (по его терминологии), как призванное выразить идею «окружения». Отсутствие партнера (травоядного) в этом вселенском вечном двигателе восполняется обозначением в теле хищника священных зон мироздания. К тому же, кошачий хищник с древнейших времен был символом североиранских народов - скифов, сарматов, алан - и изображался на их геральдических значках


Ваша Ольга


Комментариев нет:

Отправить комментарий