Практически все художники, работающие в ДПИ, использовали в своём творчестве образы животных. Особенно удобны для работы (копирование, просто источник вдохновения) - животные из орнаментальных композиций.
Работы в полимерной глине не исключение.
Памятники изобразительного и
декоративно-прикладного искусства, украшенные орнаментом с изображением
животных, есть в любом историческом периоде и у любого народа.
Подобные орнаментальные композиции
принято называть зооморфными или тератологическими. Зооморфный орнамент -
наиболее широкое понятие, включающее все подвиды и типы изображения животного.
Звериный орнамент - термин, как правило, применяющийся к искусству скифов,
сарматов, викингов, кельтов, норманнов, средневековой Руси.
Понятие тератология подразумевает тип
орнаментации в виде фантастических животных, зверей и птиц, переплетающихся с
особым видом орнамента - плетенкой.
Веками именитые художники и безвестные
мастера отображали реальность языком аллегорий, символов, стилизаций, воплощая
в образах животных свои идеологические, религиозные и мировоззренческие
представления. Тератологический орнамент объединил довольно большой перечень
аллегорических, фольклорных и религиозных персонажей, олицетворяющих
космогонические взгляды.
Считается, что обязательное присутствие
звериных морд в орнаменте объясняет верой в их магическую силу, оберегающую
человека.
Искусно вплетенные в орнаментальную
вязь, тератологические мотивы являлись неотъемлемой частью узора. Декоративный
узор порой был так запутан, что в нем трудно выявить отдельные изображения,
«связать» хвосты дракона с его же головами и шеями, проследить изгибы змеиных
тел или стеблей растений. Каждое изображение животного было самоценно. Образ
зверя расставлял акценты в непрерывной линии орнамента. В раннем кельтском,
немецком, русском, английском искусстве звери и птицы являлись частью
орнаментального завитка и различимы только при тщательном изучении сплетения линий.




Изображения животных присутствовали на
изделиях из металла, дерева, камня. Мифологические персонажи либо сами
представали в образах животных, либо с их помощью доносили до людей
божественную волю.
Например, термин «Тетраморфы» означает
символическое изображение Евангелистов в виде Льва (Марк), Тельца (Лука), Орла(Иоанн),
Ангела (Матфей). Лев – знак силы Христовой, Телец – тема Жертвы Спасителя, Орел
– возвышенное Богословие.
Южная Америка: существовало поверье, что при
рождении человек получает от богов ловкость, хитрость, ум животного, которое
ему покровительствует. Достигнув совершеннолетия, молодые воины получали
нагрудные металлические подвески с изображениями лягушек, раков, ягуаров,
хищных птиц, крокодилов.
Китай и Япония: центральное место в орнаментальной
системе занимали образы черепахи, дракона, тигра и феникса, олицетворявшие стороны
света.
Дракон – знак плодородия,
водных и небесных стихий, а так же символизировал небесную власть.
Феникс
– воплощение могущества, красоты и высшего блаженства.
Тигр
– мощь и сила.
Черепаха
– мудрость.
Как правило, изображения этих животных
встречались в погребальных комплексах, в росписях на стенах или на керамических
изделиях.
Персия: образы грифонов, львов, сфинксов,
птиц-сиринов. Их изображения, расположенные попарно, появляются в узорах
тканей, на керамических и металлических сосудах, в книжной миниатюре. Грифон – существо с телом льва,
головой, крыльями и когтями орла – обладал демонической сутью и символизировал
власть над воздухом и землёй. Лев олицетворял божественную власть и мощь;
солнце и огонь. С ним арабы отождествляли уничтожение зла в исламе. Зятя
пророка Мухаммеда Али звали «львом Аллаха».
Изображение птицы, часто орла, было
благоприятным знаком. Часто встречался образ вещей птицы симурга – посланницы божеств.
Собака считалась существом, взгляд которого отгоняет злых духов. Однако позже у
мусульманских народов она воспринималась, как нечистое животное, вероятно, в
силу древнеазиатской традиции кормить собак телами умерших.
Тералогические и антропоморфные образы, вписанные
в заданную форму предмета, или архитектурной среды, были популярны и в средние
века. В Европе это были живописные бестиарии, состоявшие из существ,
преимущественно созданных воображением художника. Одним из наиболее распространенных
персонажей, являлся василиск – змей,
пьющий из чаши. Перечень фантастических животных, ставших важнейшими
декоративными образами в орнаменте средневековья, довольно обширен: сфинкс,
ящерица, грифон, кентавр, лев.
Ренессанс. Барокко и рококо, отмеченные
пристрастием к растительным мотивам, утратили интерес к изображению животных. Хотя
искусное использование античных образов – быков, грифонов, птиц – позволяло художникам
обогатить сюжетные композиции.
В орнаменте изображения животных вновь
появляются в конце XVIII
–
XIXвв.
Правление Наполеона Бонапарта возродило моду на античные образцы, что
немедленно сказалось на характере орнаментального строя и выборе декоративных
элементов.
Во второй половине XIXв. Пышные растительные формы
практически вытеснили образы животных. Хотя изображение лошадей и единорогов на
картушах по-прежнему было глубоко символично. Первые воплощали небесных божеств
или добрую волю, а вторые являлись символами чистоты помыслов и девственности
(считалось, что единорога может укротить только непорочная дева).
В конце XIX- начале XXвв. В искусстве утвердилась новая
трактовка образа животного. Символика изображения отходит на второй план.
Предпочтение отдается реалистичным изображениям летучих мышей, лебедей,
павлинов.
Лебедь привлекал художников своей изысканной
красотой, что нередко ассоциировалось с темой смерти. Павлин, особенно
популярный в христианстве, обозначал идею Рая. Ранее, в искусстве Древнего
Египта, он считался аллегорией Солнца.
Изображение павлина стало одним из самых
распространенных в эпоху модерна. Летучие мыши, как духи ночи, любимого времени
суток модерна, приоткрывали завесу над тайными желаниями и страстями.
Аллегорический образ летучей мыши соотносится с особой способностью чувствовать
скрытые силы природы, которые человек в нынешнем мире утратил. Мистический образ
летучей мыши, так же является символом женщины-ведьмы.
Стиль арт-деко отразил желание человека
запечатлеть таинственный мир заокеанских стран. В искусстве появились
оригинальные мотивы с использованием образов охотящихся тигров, парящих в
высоте фламинго, притаившихся в зарослях диких кошек, бегущих антилоп.
Ремесленники и мастера высочайшего
уровня, черпая вдохновение у природы, наделяли свои произведения особым животворящим
началом. Запечатленные в орнаменте образы животного царства поражают искушенных
ценителей красоты и простых обывателей.






Литература:Ивановская В.И. Животные в орнаментах,
И.: В.Шевчук, М., 2009Ивановская В.И. Кельтские орнаменты, И.:
В.Шевчук, М.,2003Орнамент всех времен и стилей, под ред.
Хлебниковой Т.И., И.: Арт-родник, М.,
2004
Комментариев нет:
Отправить комментарий