понедельник, 24 марта 2014 г.

Образы животных в орнаменте.

Практически все художники, работающие в ДПИ, использовали в своём творчестве образы животных. Особенно удобны для работы (копирование, просто источник вдохновения) - животные из орнаментальных композиций.
Работы в полимерной глине не исключение.
 

Памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства, украшенные орнаментом с изображением животных, есть в любом историческом периоде и у любого народа.
Подобные орнаментальные композиции принято называть зооморфными или тератологическими. Зооморфный орнамент - наиболее широкое понятие, включающее все подвиды и типы изображения животного. Звериный орнамент - термин, как правило, применяющийся к искусству скифов, сарматов, викингов, кельтов, норманнов, средневековой Руси.
Понятие тератология подразумевает тип орнаментации в виде фантастических животных, зверей и птиц, переплетающихся с особым видом орнамента - плетенкой.


Веками именитые художники и безвестные мастера отображали реальность языком аллегорий, символов, стилизаций, воплощая в образах животных свои идеологические, религиозные и мировоззренческие представления. Тератологический орнамент объединил довольно большой перечень аллегорических, фольклорных и религиозных персонажей, олицетворяющих космогонические взгляды.
Считается, что обязательное присутствие звериных морд в орнаменте объясняет верой в их магическую силу, оберегающую человека.
Искусно вплетенные в орнаментальную вязь, тератологические мотивы являлись неотъемлемой частью узора. Декоративный узор порой был так запутан, что в нем трудно выявить отдельные изображения, «связать» хвосты дракона с его же головами и шеями, проследить изгибы змеиных тел или стеблей растений. Каждое изображение животного было самоценно. Образ зверя расставлял акценты в непрерывной линии орнамента. В раннем кельтском, немецком, русском, английском искусстве звери и птицы являлись частью орнаментального завитка и различимы только при тщательном изучении сплетения линий.



Изображения животных присутствовали на изделиях из металла, дерева, камня. Мифологические персонажи либо сами представали в образах животных, либо с их помощью доносили до людей божественную волю.
Например, термин «Тетраморфы» означает символическое изображение Евангелистов в виде Льва (Марк), Тельца (Лука), Орла(Иоанн), Ангела (Матфей). Лев – знак силы Христовой, Телец – тема Жертвы Спасителя, Орел – возвышенное Богословие.
Южная Америка: существовало поверье, что при рождении человек получает от богов ловкость, хитрость, ум животного, которое ему покровительствует. Достигнув совершеннолетия, молодые воины получали нагрудные металлические подвески с изображениями лягушек, раков, ягуаров, хищных птиц, крокодилов.
Китай и Япония: центральное место в орнаментальной системе занимали образы черепахи, дракона, тигра и феникса, олицетворявшие стороны света.
Дракон – знак плодородия, водных и небесных стихий, а так же символизировал небесную власть.
Феникс – воплощение могущества, красоты и высшего блаженства.
Тигр – мощь и сила.
Черепаха – мудрость.
Как правило, изображения этих животных встречались в погребальных комплексах, в росписях на стенах или на керамических изделиях.
Персия: образы грифонов, львов, сфинксов, птиц-сиринов. Их изображения, расположенные попарно, появляются в узорах тканей, на керамических и металлических сосудах, в книжной миниатюре. Грифон – существо с телом льва, головой, крыльями и когтями орла – обладал демонической сутью и символизировал власть над воздухом и землёй. Лев олицетворял божественную власть и мощь; солнце и огонь. С ним арабы отождествляли уничтожение зла в исламе. Зятя пророка Мухаммеда Али звали «львом Аллаха».
 Изображение птицы, часто орла, было благоприятным знаком. Часто встречался образ вещей птицы симурга – посланницы божеств. Собака считалась существом, взгляд которого отгоняет злых духов. Однако позже у мусульманских народов она воспринималась, как нечистое животное, вероятно, в силу древнеазиатской традиции кормить собак телами умерших.
 Тералогические и антропоморфные образы, вписанные в заданную форму предмета, или архитектурной среды, были популярны и в средние века. В Европе это были живописные бестиарии, состоявшие из существ, преимущественно созданных воображением художника. Одним из наиболее распространенных персонажей, являлся василиск – змей, пьющий из чаши. Перечень фантастических животных, ставших важнейшими декоративными образами в орнаменте средневековья, довольно обширен: сфинкс, ящерица, грифон, кентавр, лев.
Ренессанс. Барокко и рококо, отмеченные пристрастием к растительным мотивам, утратили интерес к изображению животных. Хотя искусное использование античных образов – быков, грифонов, птиц – позволяло художникам обогатить сюжетные композиции.
В орнаменте изображения животных вновь появляются в конце XVIII XIXвв. Правление Наполеона Бонапарта возродило моду на античные образцы, что немедленно сказалось на характере орнаментального строя и выборе декоративных элементов.
Во второй половине XIXв. Пышные растительные формы практически вытеснили образы животных. Хотя изображение лошадей и единорогов на картушах по-прежнему было глубоко символично. Первые воплощали небесных божеств или добрую волю, а вторые являлись символами чистоты помыслов и девственности (считалось, что единорога может укротить только непорочная дева).
В конце XIX- начале XXвв. В искусстве утвердилась новая трактовка образа животного. Символика изображения отходит на второй план. Предпочтение отдается реалистичным изображениям летучих мышей, лебедей, павлинов.
Лебедь привлекал художников своей изысканной красотой, что нередко ассоциировалось с темой смерти. Павлин, особенно популярный в христианстве, обозначал идею Рая. Ранее, в искусстве Древнего Египта, он считался аллегорией Солнца.
Изображение павлина стало одним из самых распространенных в эпоху модерна. Летучие мыши, как духи ночи, любимого времени суток модерна, приоткрывали завесу над тайными желаниями и страстями. Аллегорический образ летучей мыши соотносится с особой способностью чувствовать скрытые силы природы, которые человек в нынешнем мире утратил. Мистический образ летучей мыши, так же является символом женщины-ведьмы.
Стиль арт-деко отразил желание человека запечатлеть таинственный мир заокеанских стран. В искусстве появились оригинальные мотивы с использованием образов охотящихся тигров, парящих в высоте фламинго, притаившихся в зарослях диких кошек, бегущих антилоп.
Ремесленники и мастера высочайшего уровня, черпая вдохновение у природы, наделяли свои произведения особым животворящим началом. Запечатленные в орнаменте образы животного царства поражают искушенных ценителей красоты и простых обывателей.
  

Литература:Ивановская В.И. Животные в орнаментах, И.: В.Шевчук, М., 2009Ивановская В.И. Кельтские орнаменты, И.: В.Шевчук, М.,2003Орнамент всех времен и стилей, под ред. Хлебниковой Т.И.,  И.: Арт-родник, М., 2004 




Комментариев нет:

Отправить комментарий