пятница, 28 марта 2014 г.

Зооморфная система. Звериный стиль.Часть I Олень.


Искусство звериного стиля, органически связанное с вещами определённого назначения, отличается приспособленностью к формам этих вещей, умением размещать фигуры в пространстве, сочетанием живого реализма со своеобразной стилизацией образов.
 Зооморфный код «скифо-сарматского времени» оказал огромное влияние на средневековый бестиарий, геральдику, орнамент и, соответственно, на всё евразийское изобразительное искусство и систему символов.
В европейской архитектурной традиции наиболее чётко зооморфный «скифо-сарматский» стиль прослеживается в орнаментике романских соборов и белокаменной резьбе владимирско-суздальской школы. Вообще же следы «звериного стиля» в евразийской культуре, пусть и в десакрализированном виде, можно встретить практически повсеместно.
 О североиранских народах - скифах, савроматах (сарматах), саках, массагетах - мы имеем письменные источники, обнаруженные в основном в античных, персидских и китайских хрониках. Кроме того, еще со времен Петра I в музейные собрания стали поступать предметы быта, вооружения и одежды, найденные в скифских погребальных курганах, что и позволило создать к сегодняшнему дню научное представление о североиранском мире.
В дошедших до нас описаниях картин скифской жизни и обнаруженных археологами уникальных артефактах, прослеживается наличие у скифов хорошо структурированного мифологического, мировоззренческого пласта, фиксированного визуальной информацией. Так как письменность у скифов отсутствовала, то важная часть сюжетного фонда скифской мифологии отображалась предметами материальной культуры.
Далее по персонажам:
Травоядное (олень) 
Тело оленя - символический зооморфный образ модели мира, соотносимый с универсальным образом Мирового древа. В скифской традиции обычно олень (или иное травоядное) изображался лежащим, поджав под себя ноги, что символизировало в мировой модели основные космогонические процессы - динамику верха (жизнь), при статике низа (смерть)
 Но порой тело травоядного изображалось перекрученным, при этом отмечая те же фазы бытия мироздания: передняя часть животного - жизнь (лето); задняя часть - смерть (зима)

Элемент скифо-сакской поясной пряжки. Сибирская коллекция Петра I

Элемент скифо-сакской поясной пряжки. Сибирская коллекция Петра 



                               Изображение  лося. Восточная Сибирь.  I тыс. до н.э






1. Отображение структуры мироздания в образе оленя с поджатыми ногами. Монголия, I тыс. до н.э.

2. Бронзовая фигурка лошади с поджатыми ногами. Могильник Тегермансу. Восточный Памир, V век до н.э.

3. Отображение структуры мироздания в образе оленя с поджатыми ногами. Таласская долина, I тыс. до н.э.

Комментариев нет:

Отправить комментарий